IT4IT™: эталонная архитектура и операционная модель для управления ИТ-деятельностью

Данный курс содержит общий обзор и рассматривает ключевые понятия, структуру и основные концепции стандарта эталонной архитектуры IT4IT, а также включает углубленное рассмотрение четырех потоков ценности:

  • «Strategy to Portfolio» (от стратегии к портфелю: инициатив, программ, проектов, услуг, приложений, и т.д.).
  • «Requirement to Deploy» (от требований к развертыванию).
  • «Request to Fulfill» (от запроса к обслуживанию).
  • «Detect to Correct» (от обнаружения к исправлению).

Цели обучения на данном курсе сосредоточены на получении необходимых знаний о стандарте эталонной архитектуры IT4IT и обеспечении понимания слушателями всех его компонентов.

Что представляет собой IT4IT™?

Выпущенный консорциумом The Open Group в конце 2015 года стандарт эталонной архитектуры IT4IT™ фокусируется на задачах определения, обеспечения, потребления и управления ИТ-услугами. Разработав стандарт IT4IT, члены The Open Group выполнили полезный и имеющий практическую ценность объем  работы, который лежит в основе и усиливает такие методологии и своды знаний, как COBIT®, ITIL®, CMMI®, Agile-практики, стандарты ISO, касающиеся сферы управления информационными технологиями, а также имеет непосредственное отношение к TOGAF® 9 и ArchiMate®.

IT4IT позволяет, упростить и обеспечить возможность сквозного оперативного контроля ИТ-производства. Иными словами, IT4IT обеспечивает возможность управления ИТ-деятельностью на всей цепочке создания ценности лучше, быстрее, дешевле и с меньшими рисками. Полнота продуманности и уровень детализации – ​ключевое достижение IT4IT.

Для чего может быть полезен стандарт IT4IT?

Суть деятельности ИТ-подразделения заключается в ​поддержании жизненного цикла ИТ-услуг. При этом проблемы чаще всего могут возникать из-за нехватки ресурсов, отсутствия данных для принятия решений, излишней формализации бизнес-процессов, недостаточной автоматизации или слабой интеграции процессов. Чтобы справиться с вышеперечисленными проблемами, ИТ-руководители, как правило, стремятся приводить ИТ-ландшафт своей организации в соответствие с общепринятыми стандартами и использовать лучшие практики в течение всего жизненного цикла ИТ-услуг, предоставляемых для основного бизнеса.

Стандарт IT4IT рекомендует эталонную модель, которая позволяет распознать и построить целостную картину проблемных областей и предложить комплекс мер по решению острых вопросов. IT4IT призван помочь эффективно проходить все этапы жизненного цикла ИТ-услуг, избегая задержек в цепочке создания ценности.

В современном мире в сфере управления ИТ все чаще применяются методологии управления бизнесом.  Позаимствовав принципы управления, ориентированные на трансформирование производства, IT4IT предлагает формальную операционную модель для ИТ-деятельности, основанную на подходе цепочек создания ценности, известного как IT Value Chain, а также включает трехуровневую функциональную эталонную архитектуру, охватывающую четыре основных потока ценности для ИТ. Как и в классической модели Value Chain, IT4IT рассматривает основные производственные цепочки и вспомогательные действия.

Стандарт IT4IT описывает четыре основных потока создания ценности:

  • от стратегии к портфелю (Strategy to Portfolio),
  • от требований к сервису до его развертывания (Requirement to Deploy),
  • ​от запроса потребителя до его обслуживания (Request to Fulfill),
  • от обнаружения сбоя сервиса до его исправления (Detect to Correct).

Для поддержки основных потоков создания ценности стандарт IT4IT определяет пять вспомогательных видов деятельности:

  • управление рисками и соответствием (Governance Risk & Compliance),
  • сорсинг и управление поставщиками (Sourcing & Vendor),
  • информация и отчетность (Intelligence & Reporting),
  • финансы и активы (Finance & Assets),
  • ресурсы и проекты (Resource & Project).

Применяя мышление, основанное на цепочках ценности, для операционной деятельности, IT4IT позволяет увидеть слабые стороны, узкие места и выявить наибольшие возможности для улучшений. Стандарт IT4IT содержит нормативное руководство о том, как управлять моделями услуг и их жизненными циклами, и о том, какие типы систем должны внедряться.

Данный подход представляет собой операционную модель для нового стиля управления ИТ-подразделением и позволяет ему действовать более профессионально на уровне других ключевых департаментов организации (департаменты финансов, управления цепочками поставок и др.).

Целевая аудитория

Данный курс ориентирован на руководителей ИТ-служб и подразделений, а также всех тех, кто интересуется вопросами эффективного управления ИТ-услугами и организации работы ИТ-подразделений:

-       ИТ-директоров, руководителей ИТ-подразделений, архитекторов предприятия;

-       сотрудников отдела внутреннего аудита, ИТ-аудиторов;

-       консультантов в области информационных технологий;

-       бизнес руководителей и менеджеров ИТ-компаний.

Программа курса

Модуль 1. Общий обзор IT4IT

Назначение данного модуля состоит в том, чтобы дать общее понимание стандарта эталонной архитектуры IT4IT.

Темы модуля:

1)       Что представляет собой стандарт эталонной архитектуры IT4IT (IT4IT Reference Architecture), разработанный консорциумом The Open Group и какие подходы в нем используются?

2)       Возможности использования эталонной архитектуры IT4IT для организаций.

3)       Возможности использования эталонной архитектуры IT4IT для поставщиков продуктов и услуг, связанных с управлением ИТ.

4)       Перечень руководящих принципов, которых придерживается IT4IT фреймворк.

5)       Определение цепочек ценности ИТ (IT Value Chain).

6)       Краткое описание различий между первичными и поддерживающими видами деятельности в контексте цепочек ценности ИТ.

7)       Перечень первичных и поддерживающих видов деятельности цепочек ценности ИТ.

8)       Различия между цепочками ценности (Value Chain) и потоками ценности (Value Stream).

9)       Как цепочки ценности ИТ поддерживают жизненный цикл ИТ-услуги?

10)   Как четыре потока ценности управляют полным жизненным циклом услуги?

Модуль 2. Ключевые термины

Назначение данного модуля состоит в том, чтобы дать понимание ключевых терминов стандарта эталонной архитектуры IT4IT, а именно:

1)       Service Lifecycle Data Object (Data Object),

2)       IT Value Chain,

3)       Value Chain,

4)       Value Stream,

5)       Functional Component,

6)       Service Model Backbone Data Object,

7)       Relationship,

8)       System of Record.

Модуль 3. Базовые концепции (Value Streams & Reference Architecture)

Назначение данного модуля состоит в том, чтобы дать понимание базовых концепций потоков создания ценности (Value Streams) и эталонной архитектуры (Reference Architecture) стандарта IT4IT.

Темы модуля:

1)       Обзор четырех потоков ценности:

  • Strategy to Portfolio (S2P),
  • Requirement to Deploy (R2D),
  • Request to Fulfill (R2F),
  • Detect to Correct (D2C).

2)       Описание функциональных компонентов, объектов данных и их взаимосвязей.

3)       Область охвата, перечень ценностных предложений, типовые виды деятельности для каждого из четырех потоков ценности: S2P, R2D, R2F, D2C.

4)       Четыре «кита», на которых держится концепция IT Value Chain:

  • сервисная модель,
  • информационная модель,
  • функциональная модель,
  • интеграционная модель.

5)       Обзор сервисной модели IT4IT.

6)       Обзор информационной модели IT4IT.

7)       Обзор объектов данных жизненного цикла услуги. Различия между ключевыми и вспомогательными объектами данных.

8)       Обзор функциональной модели IT4IT.

9)       Функциональные компоненты и их взаимосвязь с ИТ-возможностями.

10)   Различия между первичными и второстепенными функциональными компонентами.

11)   Взаимодействие между функциональными компонентами и объектами данных.

Модуль 4. Ядро IT4IT (верхний уровень Reference Architecture)

Назначение данного модуля состоит в том, чтобы дать понимание уровней абстракции эталонной архитектуры (Reference Architecture) стандарта IT4IT.

Темы модуля:

1)       Пять уровней абстракции стандарта IT4IT.

2)       Неформальная нотация 1-го и 2-го уровня абстракции.

3)       Пять основных понятий, определенных в абстракции 1-го уровня.

4)       Модель классов 1-го уровня абстракции.

5)       Три элемента функционального компонента.

6)       Определение консорциума OMG, контекстуально соответствующее объекту данных жизненного цикла услуги.

7)       Составные части структуры системы регистрации для управления ИТ.

8)       Диаграммы 1-го уровня абстракции эталонной архитектуры.

9)       Четыре дополнительных понятия, определенные на 2-м уровне абстракции.

10)   Модель классов 2-го уровня абстракции.

11)   Диаграммы 2-го уровня абстракции эталонной архитектуры.

12)   Основной коммуникативный метод, используемый для спецификаций 3-го уровня абстракции эталонной архитектуры. Нотация для диаграмм 3-го уровня абстракции.

13)   Дополнительные понятия, определенные на 3-м уровне абстракции.

14)   Содержание 4-го и 5-го уровней абстракции эталонной архитектуры. Владельцы 4-го и 5-го уровней абстракции эталонной архитектуры.

Модуль 5. Поток ценности «Strategy to Portfolio» (S2P)

Назначение данного модуля состоит в том, чтобы дать понимание задач и функциональных компонентов потока ценности «От стратегии к портфелю» (Strategy to Portfolio value stream –  S2P).

Темы модуля:

1)       Цели и задачи, выгоды реализации, KPI потока ценности S2P.

2)       Назначение и использование следующих функциональных компонентов:

  • Enterprise Architecture,
  • Policy,
  • Proposal,
  • Portfolio Demand,
  • Service Portfolio,
  • IT Investment Portfolio.

Модуль 6. Поток ценности «Requirement to Deploy» (R2D)

Назначение данного модуля состоит в том, чтобы дать понимание задач и функциональных компонентов потока ценности «От требований к развертыванию» (Requirement to Deploy value stream –  R2D).

Темы модуля:

1)       Цели и задачи, выгоды реализации, KPI потока ценности R2D.

2)       Назначение и использование следующих функциональных компонентов:

  • Project,
  • Requirement,
  • Service Design,
  • Source Control,
  • Build,
  • Build Package,
  • Release Composition,
  • Test,
  • Defect.

Модуль 7. Поток ценности «Request to Fulfill» (R2F)

Назначение данного модуля состоит в том, чтобы дать понимание задач и функциональных компонентов потока ценности «От запроса к обслуживанию» (Request to Fulfill value stream –  R2F).

Темы модуля:

  1. Цели и задачи, выгоды реализации, KPI потока ценности R2F.
  2. Основные и второстепенные функциональные компоненты потока ценности R2F.
  3. Назначение и использование следующих функциональных компонентов:
  • Engagement Experience Portal,
  • Offer Consumption,
  • Offer Management,
  • Catalog Composition,
  • Request Rationalization,
  • Fulfillment Execution,
  • Usage,
  • Charge-back/Show-back,
  • Knowledge & Collaboration.

Модуль 8. Поток ценности «Detect to Correct» (D2C)

Назначение данного модуля состоит в том, чтобы дать понимание задач и функциональных компонентов потока ценности «От обнаружения к исправлению» (Detect to Correct value stream –  D2C).

Темы модуля:

  1. Цели и задачи, выгоды реализации, KPI потока ценности D2C.
  2. Взаимодействие с другими потоками ценности.
  3. Назначение и использование следующих функциональных компонентов:
  • Service Monitoring,
  • Event,
  • Incident,
  • Problem,
  • Change,
  • Configuration Management,
  • Diagnostic & Remediation,
  • Service Level.

      4. Перечень других ИТ-операций, которые не являются частью потока ценности D2C.

Модуль 9. Взаимосвязь IT4IT с другими стандартами

Взаимосвязь стандарта эталонной архитектуры IT4IT со следующими стандартами и фреймворками: TOGAF®, ArchiMate®, ITIL®:

Информация о курсе

Вендор: ITIL и Cobit
Код курса: IT4IT
Продолжительность: 3 дня / 24 часа
Направление: Управление и аудит
Экзамен :
Администрирование Windows Server 2012 R2
20411 D
Минск, 28 августа - 1 сентября
Администрирование Oracle Database 12c
12cDBA
Минск, 28 августа - 1 сентября
Все предложения
Записаться на курс

Название курса и комментарии*

Ваше имя и фамилия*

Компания*

Телефон*

Email*